Высокие кредитные ставки: зарубежный опыт борьбы
Опубликовано: 24.10.2018

Министерство финансов России решило пойти на революционный шаг – в случае, если ставки по кредитам банка превышают среднерыночные, взносы в фонд страхования вкладов увеличатся в пять раз. Проект закона уже находится в стенах Государственной Думы. А пока депутаты будут думать, можно проанализировать зарубежный опыт отстаивания интересов обычных граждан в борьбе с ненасытными банками.
Сбербанк изменил ставки по кредиту для заемщиков
Центральный банк Испании
Одно из главных решений в борьбе с общеевропейским финансовым кризисом – снижение уровня рентабельности депозитов на 20%. Расплачиваться за долги соотечественников придется обычным испанцам – только за месяц показатель доходности вкладов упал на 20,75% годовых. В январе 2013 года рентабельность десятки крупнейших испанских банков составляла 2,6% против 3,28% декабря 2012 года. Снижение доходности объясняется просто – ставка вклада Cuenta Mac Open в Openbank была снижена с 3,3% до 1,75% годовых, депозит Cuenta Azul банка iBanesto потерял 1,4% — с 3,4% до 2%. Другие банки также показывают неутешительные тенденции – их ставки медленно, но уверенно теряют свои значения.
Американская ипотека
Дополнительные деньги были взяты за завышенные гонорары, которые требовали представители компаний, портфель которых на начало 2008 года составлял 1,4 трлн. долларов. Ипотечные сервисы навязывали заемщикам собственные услуги, даже по уходу за газоном у окон. Иногда их стоимость превышала среднерыночную в два-три раза. Домовладельцы не могли ничего сделать с кабальными условиями – деньги планомерно переходили на счета национальных ипотечных компаний. Еще один способ заработка – обвинение в нарушении условий договора. В таком случае американец лишался своей недвижимости, которая переходила под управление фирмы.
Компаниям Countrywide Home Loans, Inc. и BAC Home Loans Servicing LP запрещено продолжать обслуживание клиентов, которые не могут выполнить условия кредитного договора – всего же на балансе двух ипотечных сервисов находятся миллионы обычных американцев.
В одном случае страдают вкладчики, в другом – деньги возвращаются тем, у кого они были незаконно взяты. В принципе, российская модель довольно привлекательна – она позволит пресечь спекуляции, сохранив ориентацию банков на рыночные условия.