Моторный полис: есть ли точки роста у автокаско? | Озолин Илья Андреевич | МИГ, 25 июня 2018 г. | СТРАХОВАНИЕ СЕГОДНЯ, Прямая речь

Опубликовано: 27.08.2018

Как будет развиваться российский рынок автокаско в ближайшей перспективе? Помогает ли распространение полисов с франшизой и другими видами усеченного покрытия преодолеть кризис?

Полисы с франшизой поддерживают автокаско, но если на рынок вернется агрессивная борьба за портфель и демпинг – этот сегмент вряд ли сможет успешно преодолеть кризис.

Автомобильный рынок и рынок потребительских кредитов постепенно оживают: с начала 2018 года продажи новых авто, по данным Ассоциации европейского бизнеса в России, увеличились более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вместе с этим за первый квартал, по данным ЦБ, россияне взяли на 3,3% больше потребительских кредитов, чем годом ранее. Формально все это должно положительно отразиться на сегменте автокаско, но на деле все не так однозначно.

С 2014 года автокаско ни разу не показывало положительной динамики по сбору премий. По итогам 2017 года сегмент сократился на 4,8%, показав наименьший объем премии с 2010 года. Но при этом количество заключенных договоров не падает, а, наоборот, растет.  И несмотря на затяжной кризис в каско, убыточность этого вида страхования также продолжает неуклонно снижаться в последние годы.

С одной стороны, это объясняется корректной тарифной политикой крупных страховых компаний. Непростые экономические условия заставили страховщиков отказаться от демпинга в погоне за размером портфеля и озаботиться качеством этого самого портфеля. Поэтому если сейчас страховая компания снижает тарифы, то это не просто способ привлечь клиента, а экономически выверенное решение.

С другой стороны - заметно увеличивается популярность усеченных программ страхования. В настоящий момент ключевой точкой поддержки сегмента стали полисы с франшизой (либо на определенную сумму убытка, либо на первый годполгода страхования, либо с динамической), а также сокращенные программы, покрывающие, например, только тоталь или угон автомобиля. По нашим оценкам, на долю полисов с франшизой приходится чуть меньше половины всех продаж автокаско. Сюда же можно приплюсовать спецпрограммы так называемого “поминутного” каско, когда клиент платит только за то время, когда он фактически пользуется автомобилем. Повышенный спрос на такие полисы в буквальном смысле сформировал отдельный рынок мини-программ по каско, которые однозначно будут пользоваться популярностью у клиентов и в более благоприятных экономических условиях.

Другой вектор развития автокаско - это популяризация телематики в перспективе ближайших 2-х лет. Сейчас в России развитие этого сегмента ограничивают довольно низкая заинтересованность в телематике самих страховых компаний (пока такую возможность предлагают страхователям только единичные страховщики), а также слабая законодательная база. Однако у этого вида услуг есть неплохой потенциал в случае внедрения в автомобили системы «ЭРА-ГЛОНАСС», позволяющей анализировать данные для персонализации страхового предложения клиенту.

Не стоит также недооценивать развитие онлайн-продаж при пролонгации договоров каско или совместно с заключением полисов ОСАГО. И хотя это напрямую не отразится на увеличении сборов, но это поможет увеличить маржинальность сегмента за счет существенной экономии на РВД. В то же время возможность покупки полиса онлайн делает услугу максимально доступной даже для жителя небольших и отдаленных населенных пунктов, которым до этого приходилось приезжать в офис для оформления полиса.

Несмотря на все эти возможные точки роста, в краткосрочной перспективе в сегменте автокаско сохраняется высокая вероятность реализации двух финансовых рисков. Первый связан с желанием страховой компании на фоне кризиса или нехватки ликвидности агрессивно нарастить портфель с перспективой на будущее, что неизбежно вернет на рынок демпинг, дестабилизирует  этот сегмент и приведет к потери маржи платежеспособности вовлеченных в процесс погони за долей рынка страховщиков. Второй риск связан с неустойчивым положением компаний, которые делали ставку на моторное страхование (в том числе ОСАГО). В случае негативного развития событий и ухода нескольких таких компаний с рынка ввиду неплатежеспособности, имидж страхования и продукта каско, в частности, будет потерян. Это только усилит концентрацию на страховом рынке, оставив на нем только самых крепких и крупных игроков.

Клиенты же, в случае возрождения активного демпинга в сегменте каско, смогут выиграть в цене, но точно не в качестве обслуживания. Страховые компании, нацеленные на рост портфеля, едва ли смогут поддерживать достойный клиентский сервис. Так что низкие цены не вернут доверия к рынку, а, напротив, породят новую волну недовольства клиентов.

25 июня 2018 г.

rss